- Исаак Бабель
Исаак Бабель
Исаак Эммануилович Бабель (настоящая фамилия - Бобель) родился 12 июля (30 июня по старому стилю) (в некоторых источниках указывается 13 (1) июля) 1894 года в Одессе в состоятельной еврейской семье.
В раннем детстве жил в Николаеве, где его отец состоял на службе в компании Бирнбаума по торговле сельскохозяйственными машинами.
В 1904 году поступил в подготовительный класс Коммерческого училища имени графа С. Ю. Витте в Николаеве.
В 1905 году вместе с родителями вернулся в Одессу.
По настоянию отца изучал древнееврейский язык и еврейские священные книги, брал уроки игры на скрипке у известного музыканта Петра Столярского, участвовал в театральной самодеятельности.
К этому же периоду исследователи творчества писателя относят появление первых не сохранившихся ученических рассказов Бабеля, которые он писал на французском языке.
В 1911 году окончил Одесское коммерческое училище.
В 1915 году в Петербурге поступил сразу на четвертый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института, учебу в котором не окончил.
В 1916 году с отличием окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института.
Литературный дебют писателя состоялся в феврале 1913 года в киевском журнале "Огни", где был опубликован рассказ "Старый Шлойме".
В 1916 году в журнале Максима Горького "Летопись" были опубликованы рассказы Бабеля на русском языке "Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна" и "Мама, Римма и Алла". В петроградском "Журнале журналов" появились заметки "Мои листки".
Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте Первой мировой войны, дезертировал. Впечатления от участия в боях, дополненные мемуарами французских солдат, позднее послужили материалом для создания цикла новелл "На поле чести" (1920).
С декабря 1917 года работал в иностранном отделе Петроградской ЧК, участвовал в Наркомпроссе и продовольственных экспедициях Наркомпрода. В марте 1918 года стал корреспондентом петроградской "Новой жизни". В 1920 году заведовал редакционно-издательским отделом Госиздата Украины в Одессе.
Весной 1920 года по рекомендации журналиста Михаила Кольцова был направлен в Первую Конную армию в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа. Публиковался в газете "Красный кавалерист", взяв себе творческий псевдоним Кирилл Васильевич Лютов. С
Первой конной воевал на румынском, северном и польском фронтах. Всю кампанию вел дневник ("Конармейский дневник", 1920), который послужил основой для создания сборника рассказов "Конармия".
В ноябре 1920 года, заболев тифом, вернулся в Одессу. Работал в Одесском губкоме, был выпускающим редактором седьмой советской типографии Госиздата Украины, репортером. В этот же период начал работу над своими самыми известными произведениями - циклами рассказов "Конармия" и "Одесские рассказы".
В 1922-1923 годах рассказы Бабеля стали печататься в одесских газетах "Лава", "Силуэты", "Известия" и журнале "Моряк". Среди них самыми заметными стали "Грищук" (из цикла "Конармия") и "Король" (из цикла "Одесские рассказы").
В 1923-1924 годах произведения писателя начали публиковаться в московских литературных журналах "Леф", "Красная новь", "Прожектор", в газете "Правда".
В середине и второй половине 1920-х годов Бабель создал и опубликовал большую часть своих произведений, став одним из наиболее заметных советских писателей.
В 1925 году отдельным изданием вышли три сборника его рассказов.
В 1926 году в печати появилось первое издание новелл из цикла "Конармия". Впоследствии оно неоднократно дополнялось и дорабатывалось.
Всего Бабелем было задумано 50 новелл, опубликовано только 37. Последним из опубликованных произведений цикла стала новелла "Аргамак".
Созданный в рассказах образ бойцов Конной армии вызвал недовольство некоторых политических деятелей того времени, в первую очередь Семена Буденного, который воспринял прозу Бабеля как клевету на красноармейцев. Натурализм описаний и романтизация стихийного начала послужили почвой для появления критических отзывов литераторов. Поддержку и протекцию писателю оказали литературный критик Александр Воронский и Максим Горький, которого Бабель считал одним из своих учителей и наставников.
В 1927 году писатель принял участие в коллективном романе "Большие пожары", публиковавшемся в журнале "Огонек".
В 1928 году дебютировал как драматург, написав пьесу "Закат".
В цикле "Одесские рассказы", который был выпущен отдельным изданием в 1931 году, в романтическом ключе изобразил жизнь еврейских уголовников начала XX века.
Самым ярким героем этих произведений стал налетчик Беня Крик, прототипом которого выступил легендарный одесский налетчик Мишка Япончик.
Перу Бабеля принадлежит также ряд киносценариев. В июле 1925 года он написал киносценарий "Соль" (по собственному одноименному рассказу). Затем последовали сценарии фильмов "Еврейское счастье" (1925), "Блуждающие звезды" (1926), "Беня Крик" (1927), "Китайская мельница" (1928), "Летчики" (1935). Также Бабель работал над экранизациями романа Николая Островского "Как закалялась сталь" и поэмы Всеволода Багрицкого "Дума про Опанаса". В 1935 году совместно с Сергеем Эйзенштейном написал сценарий для картины "Бежин луг", которая в последствие была запрещена как "идейно порочная" и уничтожена.
Последний сценарий Бабеля "Мои университеты" (по трилогии Максима Горького) был написан для киностудии "Союздетфильм". В титрах фильма писатель указан не был.
Помимо собственного творчества Бабель занимался переводами с французского и идиша (Ги де Мопассан, Шолом-Алейхем, Давид Бергельсон, Менделе Сфорим). В 1926 году выступил редактором первого советского собрания сочинений Шолом-Алейхема.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов Бабель часто бывал за границей, некоторое время жил во Франции. В 1935 году стал участником проходившего в Париже Конгресса писателей в защиту культуры.
С середины 1930-х годов у писателя начался длительный творческий кризис, он мало писал, в основном собирал материалы для будущих книг, почти не публиковался. Одним из наиболее заметных произведений этого периода стала пьеса "Мария" (1935).
В 1936 году был издан последний сборник новелл Бабеля. В 1937 году отдельно был напечатан рассказ "Ди Грассо". Позднее в том же году писатель сообщил в печати о том, что окончил пьесу о Григории Котовском, в 1939 году заявил о завершении сценария "Старая площадь". Ни одно из этих произведений при жизни писателя не было опубликовано.
Летом 1938 года президиум СП СССР утвердил Бабеля членом редсовета Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ).
15 мая 1939 года Исаак Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в принадлежности к троцкистской террористической организации и в шпионаже в пользу французской и австрийской разведок. При аресте у него было изъято несколько папок рукописей, которые оказались навсегда утраченными.
После серии непрерывных допросов Бабель был вынужден дать признательные показания, от которых позднее во время судебного заседания отказался.
27 января 1940 года расстрелян. В тот же день его тело было предано огню в крематории Донского монастыря. Сведений о месте захоронения праха писателя нет.
Родственникам сообщили, что Бабель умер, отбывая наказание в местах заключения, 17 марта 1941 года.
Исаак Бабель был дважды женат. Первой его супругой была дочь богатого киевского промышленника Евгения Гронфейн, союз с которой распался из-за того, что писатель не захотел эмигрировать с семьей во Францию.
Дочь от этого брака Наталия Бабель (1929-2005) многое сделала для популяризации творческого наследия отца за рубежом. При ее содействии было опубликовала полное собрание сочинений Бабеля на английском языке.
Второй женой писателя с 1934 года была Антонина Пирожкова (1909-2010). В 1972 году она стала составителем сборника воспоминаний и материалов "Исаак Бабель. Воспоминания современников", входила в Комиссию по литературному наследию Бабеля. С 1996 года проживала в предместье Вашингтона в США с дочерью Лидией (1937 года рождения) и внуком - американским режиссером и актером Андреем Малаевым-Бабелем.
У писателя также был сын от гражданского брака с Тамарой Кашириной - Михаил Иванов (1927-2000), ставший известным советским художником-шестидесятником.
В 1954 году Исаак Бабель был посмертно реабилитирован.
При активном содействии Константина Паустовского он был возвращен в советскую литературу. В 1957 году вышел в свет сборник подвергнутых тщательной цензуре произведений писателя. С 1967 до середины 1980-х годов произведения Бабеля не переиздавались.
Творчество Исаака Бабеля оказало огромное влияние на литераторов так называемой "южнорусской школы" (Илья Ильф, Евгений Петров, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Константин Паустовский, Михаил Светлов), его книги переведены на многие иностранные языки.
4 сентября 2011 года в Одессе на углу улиц Ришельевской и Жуковского был открыт памятник писателю.
Писатель Исаак Бабель
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.